Дорога и люди. Из Москвы до Севастополя с дальнобойщиком.


Все любят путешествовать. Кого не спроси— один из главных интересов. Это круто выходить из зоны комфорта и видеть новые пейзажи перед глазами, бесспорно. Смотреть, правда, можно по-разному...

А я не путешествую и веду довольно скучную жизнь. Раз в квартал летаю в командировки по России, но это рабочие поездки. Самолет—отель—самолет. Обывательский взгляд. Приходится вдохновляться другими людьми и историями.


Например, мой друг Рома работает в очень серьезном научном заведении и у него есть своя лаборатория. Вот так вот! У тебя нет, а у него есть.

Но не думайте, что Рома прыщавый задрот или сумасшедший ученый. Это молодой московский парень. Он занимается тайским боксом, пишет стихи, любит "Wu-Tang" и смотрит новинки кино. А еще у него есть свое мнение. 


Рома тут недавно ездил по работе из Москвы в Севастополь на фуре. Почти две тысячи километров по нашей любимой стране. Он поделился со мной дорожными впечатлениями, а я это все превратил в статью. Смотрим глазами Ромы из окна грузовика "MAN". 

Поехали.


Я опытный боец


Наше предприятие ежегодно участвует в государственном конкурсе на поставку продукции министерству обороны. Причем, мы единственные участники этого конкурса. Зачем конкурс? Хрен его знает. Ну вот мы его выигрываем, как ни странно, изготавливаем продукт, и надо доставить заказчику это все. Там довольно большой груз. Приходится обращаться к транспортным компаниям. Присутствие мое в машине необязательно и никому не нужно. Моя задача— подписать документы в конечном пункте. Можно и самолетом, но я не люблю летать. Ну и тут, как бы фура идет, и лишних затрат нет. Плюс, когда первый раз ехал, то присматривал за грузом, водителем, мало ли что. В общем, главное правильно бумажки подписать, там заказ на десятки миллионов. А как добираться— это мой выбор.


Я опытный боец. Три года уже мотаюсь вот так, когда приходит время развозить заказы. В первый год я гонял до Екатеринбурга с заездом в Самару. Ехали четверо суток. Водитель у меня был— Лёха. Вот каким вы себе представляете дальнобойщика? Треники, шапка на уши назад, дешевые сигареты, мат-перемат? Вот таким и был Леха. С Лёхой мы не сошлись характерами. Он очень нервный был. Его раздражало, что мне постоянно звонил начальник и проверял, как у нас дела. 

Потом я еще ездил в Ставрополь, Ростов-на-Дону, Владикавказ. У меня был водитель Дима. Вообще не дальнобойщик по духу. Занимается парашютным спортом, дельтапланерист. Реально интересный и приятный чувак. Все дорогу трындели обо всем на свете. Он мог вообще не спать, как робот. С ним мы два раза катались по этому направлению. В этом году хотели опять его взять, позвонили в фирму, но его уже уволили. По рассказам дальнобойщиков, они вообще больше пары лет на одном месте не задерживаются. Владельцы машин их обманывают, обсчитывают, а эти в долгу тоже не остаются. То солярку сольют, то обманут на расходах. Вот при мне даже. Мы только выехали и тормознули на заправке. Подъезжает владелец фуры и сам заправляет машину. Никогда водителю не дают бабки на заправку, иначе ****** (обманет. — Прим. ред.). Или им тупо не платят. Вот он съездил в рейс, а ему говорят: "Иди *****, ничего не заплатим". Они часто работают без трудовых, договоров. Вот их трудяг-работяг и ********* (обманывают. — Прим. ред.).


Отвязная тачка

Сама машина здоровенная. Может нести двадцать тонн на себе. Бак на девятьсот литров! Коробка передач с восемью скоростями. На "немцах" доводчики стоят, а на "КамАЗе" пришлось бы тремя руками переключать. В общем отличные машины. Все электронное внутри. Но если сломается, то ****** (конец. — Прим. ред.). У нас не было жестких поломок в дороге. Единственное, в прошлом году, снесли боковое стекло. Ехала "Газель" и тентом задела, пока мы куда-то отходили. Мужик оставил нам записку, типа: "Пацаны... Простите... Спешу... Я вам снес... Вот телефон". Ну и оставил пару тысяч, сколько было, видимо. Но ничего. На ближайшем сервисе купили "бэушное" стекло без проблем.

Внутри кабины можно встать в полный рост. По ширине много места. Корабль. Единственный минус— не вытянуть ноги, когда сидишь, потому что сзади тебя полка, на которой спит водитель, а над ней еще одна, как в плацкарте. Из роскоши ничего нет. Стоит старая кассетная магнитола. Последний водила еще с собой брал приставку такую, которая ловит "НТВ", и можно флешку вставить. У них у всех с собой еще конфорки газовые, которые зимой их выручают, чайники всякие. Все для жизни. Отвязная тачка.

Хоть там все есть, но обязательно нужны влажные салфетки. Потому что, как правило, ты не моешься до конца поездки. Едешь и тухнешь. А так, хоть какая-то гигиена. И еще тапки. В кабине автономное отопление и ночью там баня. Я не отодвинул кроссовки в первый раз подальше и у меня оплавилась подошва. Ну а так, все в дороге можно найти. 


Досуг, еда и сон


В Крым мы ехали с водителем Серёгой. Он из Тульской области. Ему 28 лет. Женат, есть сын. До этой поездки полгода сидел вообще без работы. Крепко сбитый и добродушный деревенский парень. Похож на молодого Сталоне из фильма "Изо всех сил". 

Первое, что спросил, женат ли я. Говорю: "Нет". А он, с удивлением: "А с хера ли нет?!"
Вот нам, городским жителям, вопрос такой покажется бесполезным или лишним. А для Серёги— это вопрос жизни и смерти. Потому что в деревне как: сходил в армию, а потом, если не женился, то ты спился или сторчался. Потому что больше делать нечего. Кто не успел пожениться— тому ***** (конец. — Прим. ред.).

Развлечений в дороге не так уж и много. У Серёги были кассеты такие, как "Чифирок и папиросочка", "Лучшие блатные хиты", альбом Бьянки. Но на второй день уже зажевало все эти кассеты доисторические. И слава Богу. Свою музыку в плеере я не слушал, потому что как-то не удобно... Человек за рулем, ему скучно, а ты в наушниках и типа не с ним. Чаще всего играло радио, я читал, а Серега пытался меня вывести на разговор. Ну мы и болтали периодически.



Ели мы в придорожных кафе. Один раз не заметили, что цена за сто грамм, а не за блюдо. Ну и понабрали: первое, второе, компот. В итоге, я на два косаря поел в Ростовской области в какой-то беспонтовой кафешке. В ресторан можно было сходить. Ну а так, цены низкие. Триста рублей— это обожраться. Еще как-то заходим в кафе, а там на веранде, сбоку, человек тридцать намаз совершают. Оказалось, что заведение специализированное. Тут останавливаются автобусы, которые идут в кавказские республики. Очень вкусная еда, конечно. Баранина, традиционные всякие блюда. Мы были единственные русские там, но очень хорошо посидели. И не на две тысячи.

Стать на обочине на ночевку— нельзя. Либо фуру обнесут, либо зарежут. На дорогах 90-е до сих пор в среде дальнобойщиков. Мы останавливались возле поста ДПС на ночь. Есть еще специальные парковки, где много фуристов собираются и более-менее безопасно. Есть охраняемые. Есть отели, но это все не бюджетные варианты. Всегда спим в фуре. 




Социальная сеть

У дальнобойщиков есть своя социальная сеть— это рация. Там волна одна для всех, но радиус небольшой, примерно пять километров. Если бы был больше, возникала бы путаница. А так едешь и типа: "Мужики, кто в канале? Как проехать туда-то?".
И всегда тебе ответят. Если по пути, то и проводят. Они друг за друга держатся горой. Если кто-то сломался и просит помощи, то обязательно притормозят. Настоящее братство. Всегда можно спросить где пожрать вкусно, где взять девок. Предупреждают друг друга о пробках, авариях, гаишниках. А волна же общедоступная и они говорят не "менты", а "машинка работает", чтобы не палиться. Да и вообще у них прикольный сленг. Автомобилистов, которые на легковушках, называют "чайниками". Мотоциклисты у них— "хрустики". Пробка из фур— "колея"


За три года поездок я заметил очень интересную особенность. У дальнобойщиков все голоса прокуренные, чаще всего. Плюс искажается голос, когда разговариваешь по рации. И создается впечатление, в какой бы точке страны ты ни ехал— в канале всегда одни и те же люди. Буквально тройка разных голосов всегда. Включаешь рацию и везде одни и те же хриплые: "Да, Семёныч, ага..." Все одинаковые. Забавная тема.

Как-то мы долго стояли в очереди на паром. Водилы повыходили из машин и начали общаться. Самогон предлагают друг другу. Обсуждают власть и дороги. Параллельно они договариваются, кто кому сольет бензин. Потом начинается отдельная рубрика "Анекдоты". Не могу не поделиться с Вами одним.

Стоит "колея". Наглухо. И тут по обочине фура лезет. Ему в рацию мужики говорят: "Слышь, ты че, как "чайник" прешь?!", а он: "Мужики, жена рожает. Позвонили сейчас из дома. Торопиться надо". Поворчали, но пропустили. Раз, а за ним второй едет. "А ты-то куда?!". "Мужики, бабка умирает, она меня воспитывала, а я же сам сирота... Надо проститься".  "Ну ладно, ради бабки, езжай". Пропустили. Не прошло и минуты, как третий еще лезет. "А у тебя-то что случилось?!"— воскликнули водилы. "Пацаны, соседка позвонила, говорит, к жене любовник пришел, сейчас ***** ее будет". А ему в ответ: "Э брат, давай-ка обратно в полосу, у нас у всех жен ****".

 Дорога

Трасса М-4 "Дон" уникальна. На ней сделали много платных участков километров по двадцать, а то и больше. Реальный автобан. Дорожные комиссары, если там какая авария, или помощь нужна, быстро реагируют. В конце дороги стоят ворота, где ты оплачиваешь проезд. В среднем выходит двести пятьдесят рублей за участок, но это на фуре. На легковой в два раза дешевле. В ночные часы еще на сорок процентов меньше стоимость. Мой совет— не надо выделываться, заплати и поезжай. Ну а вообще, перед заездом на платный участок, ты можешь свернуть на бесплатную дорогу. Это не обязаловка ехать за деньги. Но там уже через населенные пункты, светофоры, "машинки работают". 



Аварий много. Засыпают дальнобойщики. Очень много фур лежат на боку или перевернутые. Сейчас ставятся тахографы в машины, которые должны следить за режимом водителя. Можно даже поставить систему, чтобы он вообще движок глушил, если водитель начинает дремать. Но в принципе, просто записывается режим. Гаишник может на посту проверить показатели и штрафануть. А они работяги, им надо побыстрее отвезти, загрузить заново и обратно. Какой там режим. 

Мы едем по платному участку. Перед нами идет машина с цистерной. А цистерна, если она залита цементом, например, то это тонн восемьдесят. Замечаем, что начинает вилять эта фура. Мы ее обгоняем, смотрим в окошко, а водила клюет носом. Мы ему начали сигналить, но вроде быстро очнулся. Если на обочину сойдет, еще ладно, а если через отбойник на встречку— это ****** (конец. — Прим. ред.). Так что мы ехали по своему правому ряду девяносто и все. Тише едешь, как говорится.

В прошлом году, когда только Крым отошел к России, туда хлынули товары. И это был коллапс. Серёга стоял семнадцать дней, чтобы перебраться на другой берег. Говорит, что даже те, кто был закодирован, развязались. Это был ад. Продавцы местные сразу в разы взвинтили темы. Серёга решил поехать за продуктами в какой-то поселок на такси. Так его куда-то завезли, ********* (побили. — Прим. ред.), отобрали все деньги, и он четверо суток лежал в больнице. И ничего не изменилось по возвращению. Машина, как стояла на одном месте, так и осталась на нем. 

В том году был один паром. Сейчас больше. Вообще, система там следующая. Есть распределитель, примерно за двадцать пять километров. Там ты оплачиваешь по весу. У нас было девять тонн груза плюс машина. Вышло, примерно двадцать пять тысяч, туда-обратно. Для легковушки дешевле, конечно. Приехал, оплатил, тебе дали электронный билетик. Ждешь. Тебе должны прийти две смски. Первая— ты зарегистрирован, вторая— ты выезжаешь. На распределителе есть бесплатные сортиры, душ, можно пожрать. Удобно. Потом ты едешь в сторону парома. Становишься в живую очередь из машин. Там колея, примерно на километр. Первый раз, когда ездил, мы стояли в ней шесть часов. В этот раз меньше в колее, но дольше в распределителе. Часов тринадцать на все вышло. После меня туда ездили, ждали всего час.


Другой досуг

Дальнобойщика, который не изменяет жене не существует. Невозможно, когда ты две недели в дороге, месяц. Стресс большой. Надо скидывать.

С самым первым водителем, Лёхой, который стереотипный, мы проезжали, какой-то маленький населенный пункт. Ну как, населенный пункт. Это придорожное кафе, грязь и кусок асфальта. Лёха отправил меня попить кофейку, а сам в это время проводил время наедине со Светкой. Это его постоянная любовь большой дороги. Она возле кафе продает DVD диски. И вот я вернулся, у них уже все закончилось, мы выехали, и тут Лёха спохватился: "***, братан, может тебе тоже надо было?!" Я тактично отказался.



Или, как в "Нашей Раше". Ехали под Ростовом. Стоит мент с палкой, без машины, а в двадцати метрах от него под эстакадой стоят девчонки, тетушки, даже полубабушки. Человек пятнадцать. Видимо пасет их или оберегает. Заботливый. У шлюх придорожных очень опасная работа, если задуматься. Смело прыгают к дальнобойщикам без вопросов. Могут же обидеть или убить... Бесстрашные женщины. Расценки, кстати, относительно города, вообще смешные. В общем— это немаловажный момент в жизни дальнобойщиков.

Крым



Крым— это круто. Золотая осень. Ковыль рассыпана по холмам. Вдалеке видны горы. Прям бескрайние просторы. Едешь и глаз радуется. После Симферополя начинается серпантин. Кстати, дороги делаются. Пока ехали, то один кусок укладывают, то второй. Убитые горные дороги— это очень опасно. Местные хвалят за это новую власть.




Ближе к Севастополю едешь через деревни в горах. Не представляю, как люди там живут. Но красота неописуемая. Сам Севастополь— это горы и бухта. Одна большая, а в самом городе их девять аж. Поэтому там флот и поставила Екатерина Вторая. Севастополь— очень приятный город. Цари, когда приезжали, строили церкви, консерватории, поэтому весь центр старый, с нетронутой имперской архитектурой. Высотного строительства вообще мало. Где-то ближе к горам строятся новые микрорайоны, а в основном— частный сектор. Сейчас еще из российских регионов стали подтягиваться люди. Дачи строят. 

В городе низкие цены. В хорошем кафе на набережной, где даже фейсконтроль есть, кальян стоит двести пятьдесят рублей. Пиво разливное, какое хочешь, за сто тридцать рублей бокал. В первый раз я остался на все выходные там с Серёгой. Разгрузили машину и надо было ждать понедельника, чтобы подписали документы. Ходили на пляж, гуляли. Второй раз я остался один и ждал три дня, чтобы пару бумажек оформили. Долбанная бюрократия. 


Дорога и люди



Сама дорога— это классно. Отличная смена обстановки. Сидишь, смотришь в огромные панорамные окна. Так спокойно на душе... Все размеренно, плавно. Можно о чем-то подумать, отдохнуть от городской суеты. Ты не замечаешь шансон из динамиков, скрипящую рацию, окружающую провинциальность... Отключаешься от всего. Смотришь в даль, на бескрайние кубанские степи, крымские горы, и отдыхаешь. Или останавливаешься в дряной придорожной кафешке с мухами и плесенью, вроде должно появиться отвращение, а его нет. Потому, что тебя встречают не озлобленные, а душевные люди. Готовят по-домашнему. Возникает некое чувство родства, что ли... Простые люди же очень хорошие бывают. Ну подумаешь, Серёга никогда книжки не читал. Зато он добрый и готов последнее отдать, если нужно. Он сталкивался с какими-то трудностями, знает, как выживать, и как все тяжело даётся. А какой-нибудь городской интеллигент внутри может быть пустой и черствый. Бросит тебя при первой опасности. Конечно, всё индивидуально, но народная сила именно в таких Серёгах. Не надо зазнаваться.



Комментарии

Популярные сообщения